Почему возникает стресс у ребенка
Интеллектуальные и эмоциональные перегрузки вызывают психологический стресс даже у взрослого человека, что уж говорить о ребенке! Несмотря на схожесть симптомов, дети, в отличие от взрослых, не всегда понимают, что с ними происходит, часто не могут сформулировать и выразить то, что они чувствуют и переживают.
Ранний детский возраст характеризуется высокой степенью зависимости от семьи. Любое изменение состояния родителей и других значимых взрослых вызывает ответный эмоциональный отклик: ребенок не может до конца понять особенности взрослой жизни, но он всегда чувствует, что что-то не так, сильно переживая ситуацию.
Иногда реакции дошколят на стресс могут быть очень нестандартными, даже парадоксальными! В качестве примера можно привести поведение пятилетнего ребенка, который, гуляя со своей бабушкой, невольно стал свидетелем сильного пожара в частном доме. Несколько дней мальчик ходил замкнутый, мало общался и все время принюхивался. Женщина позже сама призналась, что увиденное не позволило ей быстро справиться со своими эмоциями, она была «сама не своя», долго причитала.
Ребенок же в этом случае не столько был впечатлен увиденным, сколько переживал из-за такой нетипичной реакции своей бабушки: ее неприкрытая тревога заставила мальчика чувствовать себя покинутым (эмоционально). А детям, особенно в таком юном возрасте, важно знать, что, не смотря ни на что, о них заботятся, их любят, со своими близкими они всегда в безопасности, любимая семья всегда будет рядом… Одна из базовых потребностей в безопасности в такой ситуации подверглась испытаниям.
О признаках переживания ребенком острого стресса
Очень сложно в большинстве случаев родителям спрогнозировать, как отразится то или иное событие на психическом состоянии их ребенка. В семье может быть очень благоприятная и гармоничная атмосфера, но определенные ситуации в школе столь же часто провоцируют стресс: сложно заговорить с новым учеником или учителем, не дается понимание предмета, насмешки одноклассников, гонка за хорошими оценками…
Есть ряд признаков, которые не должны оставаться без внимания и своевременной психологической помощи, это:
- негативная острая реакция, которая ранее никак не проявлялась (гнев, истерика, рыдания);
- энурез, нервные тики, кусание ногтей и сосание пальцев;
- бессонница, отказ от еды или, наоборот, чрезмерное поглощение сладкого, «заедание» проблемы;
- развитие фобий, панические атаки, повышенная пугливость, вздрагивания;
- детское воровство;
- запинки в речи, заикания;
- несвойственная ребенку замкнутость или, наоборот, излишняя расторможенность;
- капризность, плаксивость, оцепенелость или безэмоциональность.
Подобные проявления и расстройства – закономерный ответ на сложные, противоречивые, трудные события, ситуации и обстоятельства. Они могут усугубляться изоляцией, отрывом от семьи, игнорированием детских чувств и переживаний со стороны значимых взрослых, неуважением и отрицанием его прав на подобные эмоции.
Как помочь ребенку, переживающему стресс?
В стрессе есть и позитивные моменты: это та реакция, которая позволяет нашему организму мобилизовать ресурсы, чтобы пройти «испытание». Но надо понимать, что характер детей, их особенности нервной системы не только уникальны, как у взрослых, но и находятся еще на стадии становления.
Поэтому важнейшие пути помощи ребенку в стрессовом состоянии включают:
- понимание, что на преодоление стресса влияет множество факторов – детский жизненный опыт, то, как его родители реагируют на сложную ситуацию, его состояние здоровья;
- возможность предоставить в любое время поддержку своему ребенку, необходимо дать ему понимание, что вы всегда рядом и поможете, не смотря ни на что;
- отвлекающие действия со стороны родителей, направленные, чтобы уберечь своего ребенка от непосильных нагрузок;
- предоставление нужной информации, так, родителям особо впечатлительных детей рекомендуется читать им книжку «Когда случается плохое» – произведение, написанное Тедом О’Нилом, учит находить конструктивные решения и способы справиться с бедой.
Иногда бывает, что ребенок «застрял» в своих переживаниях. Во многих случаях такая ситуация сигнализирует, что кто-то из важных для него близких людей не может справиться со своим состоянием, эмоциями. Необходима профессиональная работа психотерапевта, психолога с таким членом семьи.
Если вы пытаетесь оказать поддержку своему ребенку, но его состояние только ухудшается, не стоит медлить с обращением к детскому психологу или семейному психологу! Очень часто на фоне испытываемого стресса у ребенка (особенно дошкольного младшего школьного возраста) начинают проявляться симптомы дезадаптации. В результате эффективность его деятельности и обучаемость падает в десятки раз!
Поэтому задача родителей — всеми силами не допустить, чтобы травматический опыт привел к негативным состояниям, которые в последующем закрепятся в стойких личностных изменениях. Стресс должен быть преодолен максимально быстро. И в этом аспекте своевременное обращение к детскому психологу – разумный вариант.
© 2017 www.neuro-msk.ru